- Зинченко, Петр Иванович
- (1903–1969)Российский психолог, основатель кафедры психологии Харьковского университета, один из создателей Харьковской психологической школы.Получив среднее педагогическое образование, З. с 1921 г. работал учителем и инспектором отдела народного образования. В 1930 г. окончил Харьковский институт народного образования, а в 1933 г. - аспирантуру при Украинском научно-исследовательском институте педагогики. С 1933 г. З. успешно работает в различных научно-исследовательских и учебных заведениях, с 1960 г. - становится профессором Харьковского университета, где по его инициативе была организована кафедра психологии и психологическая лаборатория. Его первые исследования были проведены в Украинском научно-исследовательском институте педагогики и во Всеукраинской психоневрологической академии (1932-1936 гг.) под руководством А. Н. Леонтьева.В области психологии памяти З. открыл и разработал новую самостоятельную проблему - проблему непроизвольного запоминания. Им было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических исследований, в которых раскрывались многие важнейшие закономерности человеческой памяти и рассматривались возможности управления ее развитием.В 1936 г. З. защитил кандидатскую диссертацию на тему "О забывании и воспроизведении школьных знаний". Заслугой З. является обоснование гипотезы о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека разработка оригинальной, принципиально новой методики исследования процессов запоминания. Сформулированный Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым принцип единства психики и деятельности был теоретически разработан и экспериментально доказан З. применительно к психологии памяти.В 1959 г. З. защитил докторскую диссертацию на тему "Непроизвольное запоминание", в 1961 г. выходит его монография "Непроизвольное запоминание", удостоенная премии им. К. Д. Ушинского. Это капитальный труд, обогативший психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи и факты, изложенные в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологической теории и практике обучения, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. Эти идеи имеют значение также и для разработки некоторых задач в области инженерной психологии и бионики. З. являлся членом Научного совета по бионики МВССО СССР.Под руководством З. сотрудниками кафедры проводились исследования по проблемам общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В 1965 г. под редакцией З. издан сборник трудов кафедры "Проблемы инженерной психологии", а в 1969 г. - сборник "Проблемы психологии памяти".Другая важнейшая область, в которой велись исследования под руководством З. - это проблема повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Созданная под его руководством лаборатория психологии обучения стала признанным центром пропаганды психологических знаний среди учителей. В 1968 г. издан сборник "Проблемы памяти и обучения".Проведенные З. исследования закономерностей памяти обусловили постановку и ряда других новых проблем: сравнительного изучения функциональных механизмов непроизвольного и произвольного запоминания, кратковременной и долговременной памяти с целью выявления оптимальных способов управления памятью человека.
Кто есть кто в российской психологии. 2011.